Режимы доступа к информации. Общедоступная информация и информация ограниченного доступа. Государственная тайна Общедоступная информация

Информация, находящаяся в Едином государственном реестре прав, является общедоступной (за исключением отдельных сведений). Она предоставляется по запросу физических и юридических лиц, а также государственных органов. Получение сведений из ЕГРП оформляется в виде выписки, которая может быть оформлена как в бумажном, так и в электронном виде.

Общедоступные сведения

Чтобы получить сведения из ЕГРП, необходимо подать запрос в порядке, установленном приказом Минэкономразвития РФ №180 от 14.05.2010 года.

Любое лицо, которое подало запрос в установленном порядке, может получить общедоступные сведения из ЕГРП. В эту группу входят данные о правах на объекты недвижимости, зарегистрированных в законном порядке, и об их переходе. Как выглядит выписка из ЕГРП, смотрите . В стандартной выписке отображена следующая информация:

  • описание объекта (наименование, адрес, назначение, этажность дома, этаж);
  • зарегистрированное право на недвижимость (ФИО собственника, вид права, дата регистрации);
  • наличие обременений;
  • существование на момент оформления выписки правопритязаний третьих лиц;
  • ФИО заявителя.

В видео смотрите, для чего необходимо заказать выписку из ЕГРП и получить сведения о недвижимости перед ее покупкой

Выписка с информацией о земельном участке, на котором идет строительство объекта и который является предметом договора долевого участия, также содержит информацию об ипотеке и участниках долевого строительства.

Государственным органом может быть предоставлена расширенная выписка, которая содержит дополнительную информацию обо всех предыдущих собственниках объекта недвижимости с указанием даты перехода права собственности.

Сведения ограниченного доступа

Определенная информация может предоставляться только определенному кругу лиц. К таким сведениям относятся:

  • о содержании документов, которые подтверждают право собственности (за исключением информации о наличии или отсутствии обременений);
  • общая информация о праве собственности на недвижимость отдельных лиц (в том числе правах, имевших место ранее);
  • факт признания лица, который имеет право собственности на недвижимость, полностью или частично недееспособным.

Сведения такого характера могут быть предоставлены:

Расширенные сведения

Для осуществления оплаты необходимо пополнить счет, состояние которого отображается в закладке «Мои счета» личного кабинета пользователя. Счет пополняется в сервисе ИР Росреестра. Для этого осуществляется платеж по коду, который придет на почту заявителя. В этом же уведомлении будет информация о банках, где можно сделать оплату.

Ниже в таблице предоставлена информация о стоимости в рублях за получение информации из ЕГРП.

Согласно статье 8 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения на бесплатной основе предоставляются:

  • судебным и правоохранительным органам, когда данные касаются дела в их производстве;
  • органам государственной власти и местного самоуправления;
  • налоговым органам;
  • органам статистики;
  • органам, контролирующим использование земельных и других природных ресурсов;
  • организациям, указанным в других законах РФ.

Таким образом, с общедоступной информацией может любое физическое или юридическое лицо после оформления ключей и оплате услуг Росреестра.

Вопросы о запрашиваемых сведениях из ЕГРП можете задавать в комментариях к статье

К информации открытого доступа относится не только общедоступная информация, предоставляемая по запросу, но и такая информация, которую собственник обязан распространять.

  • 1. К общедоступной информации, предоставляемой по запросу, относится:
    • - информация о деятельности государственных органов, в том числе в порядке гласности судопроизводства. Обязанность предоставления этой информации закреплена рядом законов, таких, как «Об административных процедурах», «О национальной безопасности», постановление Правительства «Об утверждении Правил приема граждан в центральных и местных исполнительных органах Российской Федерации», указ Президента "О порядке рассмотрения обращений граждан». В законодательстве специально оговорена недопустимость проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений граждан и организаций.

Гласность открытых судебных процессов закреплена в соответствующих статьях процессуальных кодексов.

  • - правовая информация, в том числе информация о правах, свободах, обязанностях граждан и о порядке их реализации. Официальное опубликование таких нормативных актов является обязательным условием их применения. Соответственно, такая информация должна быть доступна. Причем, законна любая форма запроса - как письменная, так и устная.
  • - информация о чрезвычайных ситуациях, экологическая, санитарно-эпидемиологическая и иная информация, обеспечивающая безопасность населения. Законодательством РФ на соответствующие органы возложена обязанность защищать жизненно важные права и интересы, здоровье и благополучие граждан Российской Федерации. На государственные органы и их пресс-службы возложена и функция информирования населения о чрезвычайных ситуациях, экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации в стране;
  • - информация о деятельности общественных объединениях и политических партий. Закон РФ «Об общественных объединениях» устанавливает право общественных объединений распространять информацию о своей деятельности. Закон РФ «О политических партиях» дает аналогичное право политическим партиям. Они также обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации;
  • - информация о деятельности юридических лиц. Государственные органы, общественные и иные организации всех форм собственности, а также должностные лица обязаны предоставлять в СМИ информацию о своей деятельности. Исключение составляет конфиденциальная информация (коммерческая тайна, банковская и т.д.);
  • - иная информация, не относящаяся к охраняемой законом тайне, должна предоставляться всем журналистам без ограничений. Это значит, что отказ в предоставлении вам информации (кроме случаев, оговоренных выше) незаконен.

А теперь обратимся к информации свободного доступа, которую обязан распространять ее собственник.

2. Общедоступная информация, обязанность распространения которой возложена на собственника.

К ней относится:

Информация о введении чрезвычайного положения и другие обязательные сообщения в связи с действующим чрезвычайным положением в чрезвычайной ситуации. Такую информацию составляют сведения о степени риска и вредности деятельности организаций, данные о необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эта информация является открытой и гласной и обязательна для опубликования в средствах массовой информации, а также через системы связи и оповещения.

Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такую информацию вам должны предоставить по первому вашему запросу;

  • - информация о факте регистрации политической партии и политического общественного объединения (при участии партии в выборах - обязательна публикации программы). Политическая партия - это добровольное объединение граждан, выражающих свою политическую волю через своих представителей во властных структурах. Закон РФ «О политических партиях» предусматривает обязательную государственную регистрацию партии. Очевидно, что любая партия имеет и свою программу, которая отражает ее политическую платформу, стратегию и тактику и заинтересована в ее широком освещении. Закон РФ «О политических партиях» наделяет партии правом распространять информацию о своей деятельности и пропагандировать свои цели и задачи, а также вменяет в обязанность обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с теми документами, решениями и источниками информации партии, которые затрагивают его права и интересы;
  • - информация о деятельности ОАО, акционерных инвестиционных фондов, касающихся их деятельности, порядка управления и осуществления эмиссии. Закон РФ «Об акционерных обществах» обязывает акционерные общества публиковать в средствах массовой информации данные о годовом балансе, отчет о доходах и убытках, информацию о деятельности в случае выпуска и размещения облигаций, а также в случаях реорганизации ОАО. Статья 41 Закона предусматривает также публикацию сведений об эмиссиях акций и об условиях их размещения;
  • - информация о деятельности некоммерческих организаций. Закон РФ «О некоммерческих организациях» обязывает такие организации представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан и учредительными документами организации;
  • - информация, опровергающая ранее распространенные сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь, достоинство и деловую репутацию. Обязанность распространения такой информации закреплена в статьях Гражданского кодекса РФ и в Законе РФ «О средствах массовой информации». В случаях, когда публикация ущемляет личные неимущественные права гражданина или юридического лица, средство массовой информации обязано восстановить нарушенное право этого лица и опубликовать опровержение;
  • - социальная и культурная информация. О таких событиях, как анонс спектакля или концерта, открытие художественной выставки, проведение общественного мероприятия, праздника, народных гуляний, субботников и т.д., сообщает то учреждение, которое является их инициатором.

А теперь рассмотрим не менее важный вопрос: как и в какой форме запрашивать информацию

И устная, и письменная форма запроса информации одинаково законны. Действующее законодательство определяет запрос как обращение, выражающее потребность граждан в получении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера.

Если вам нужно получить оперативную информацию, вы имеете право на устный запрос. К сожалению, практика показывает, что чиновники в большинстве своем не считают устный запрос правомерной формой и под разными предлогами уклоняются от ответа. Независимо от формы запроса должностное лицо обязано предоставить вам информацию в рамках своей компетенции.

С письменным запросом можно обращаться тогда, когда для ответа на ваши вопросы требуется время и поиск дополнительной информации:

  • - запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа;
  • - на обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления;
  • - в случае обращения средства массовой информации в государственные органы или иные организации, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней это обращение должно быть направлено в соответствующие органы, о чем средство массовой информации должно быть извещено.

право информация государственный тайна

Понятие «общедоступной информации» определяется в статье 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». К данной категории относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Предусматривается, что общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Право на доступ к информации регламентируется статьей 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно пункту 1 которой граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. При этом в соответствии с пунктом 4 указанной статьи не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (пункт 5 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд (пункт 6 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Пункт 8 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» специально предусматривает, что бесплатно должна предоставляться информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

Основополагающим законодательным актом в области правового регулирования отношений, связанных с использованием средств массовой информации, является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г.).

Провозглашенная Конституцией Российской Федерации свобода мысли и слова гарантируется свободой массовой информации и запретом цензуры. В Законе «О средствах массовой информации» установлено, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, также как учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежит ограничениям. Исключение из этого правила может быть предусмотрено только федеральным законом.Воспрепятствование в какой-либо форме законной деятельности средств массовой информации со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций посредством установления цензуры, вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции, незаконного прекращения либо приостановления деятельности средств массовой информации Закон определяет как нарушение свободы массовой информации, которое может повлечь ответственность, в том числе уголовную.

В ряде случаев законодательство и международные договоры специально предусматривает виды информации, доступ к которой не может подвергаться ограничениям.

Так, согласно статье 30 Конвенции ООН о правах ребенка в тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Согласно Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) не могут быть отнесены к государственной тайне следующие сведения:

О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

О привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

О размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

О состоянии здоровья высших должностных лиц России;

О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Рассматриваемые положения в полном объеме распространяются также на случаи распространения информации с использованием цифровых сетей, в том числе сети Интернет, причем вне зависимости от наличия регистрации соответствующих сетевых ресурсов в качестве СМИ или отсутствия такой регистрации.

Так, статьей 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривается, что распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица, а при использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

Использование информационно-телекоммуникационных сетей регламентируется положениями статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно пункту 1 которой на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных Федеральным законом (пункт 2 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (пункт 6 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Некоторые положения, относящиеся к принципам использования информации в электронном виде, содержит также Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.), статья 4 которого закрепляет принципы ведения государственных реестров, содержащих сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Такие государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 6 указанного Федерального закона. Так, сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

Ряд положений по вопросам реализации прав граждан на информацию закреплен действующими Указами Президента Российской Федерации.

Так, в частности, в Указе Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. № 2093 «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации» и в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (с изм. и доп. от 17 января 1997 г., 1 сентября 2000 г.) отмечается, что право на информацию является одним из фундаментальных прав человека, государство должно стремиться к расширению реальных возможностей граждан и их объединений активно участвовать в управлении государственными и общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления; создавать условия для обеспечения свободы получения гражданами информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

В пункте 3 данного Указа предусматривается, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, выражающихся:

В доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

В систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

В осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

В создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895), которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и призвана служить основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Определяется, что интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Значительный объем нормативного материала по вопросам обеспечения права на доступ к информации разработан на региональном уровне.

В качестве примера может быть приведен, в частности, Закон г. Москвы от 31 марта 2004 г. № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы», утвержденный постановлением Московской городской Думы от 31 марта 2004 г. № 74.

Согласно определению цели и сферы действия Закона г. Москвы «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы» (статья 1) он направлен на обеспечение свободного доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти города. К числу такой информации отнесены:

Сведения о структуре и функциях органов власти, принимаемых ими решениях и другой деятельности, осуществляемой органами власти при реализации их полномочий;

Сведения о руководителях органов власти;

Тексты правовых актов, принимаемых органами власти, включая законы города Москвы, постановления Московской городской Думы, указы и распоряжения Мэра Москвы, постановления и распоряжения Правительства Москвы.

Такая информация должна являться открытой и доступной для ознакомления (статья 3), доступ к ней может быть ограничен только в случаях, установленных законом.

Статья 2 рассматриваемого Закона содержит определение понятия официального сайта органа власти города Москвы, под которым понимается совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в Интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения. Кроме того, в статье 3 данного Закона специально предусматривается, что доступ к информации о деятельности органов власти обеспечивается, в частности, путем размещения органами власти информации о своей деятельности в Интернете, согласно статье 5 Закона органы власти города Москвы «размещают информацию о своей деятельности на своих ».

Вопросы размещения информации о деятельности органов власти города Москвы в Интернете специально урегулированы в статье 6 Закона г. Москвы «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы», согласно пункту 1 которой в целях информирования граждан о своей деятельности Московская городская Дума и Правительство Москвы создают и поддерживают в Интернете и размещают на них информацию в соответствии с требованиями Закона, а также обеспечивают регулярное обновление информации на официальных сайтах.

При этом согласно пункту 2 указанной статьи к информации, обязательной для размещения на Московской городской Думы и Правительства Москвы, относятся:

Тексты законов и иных нормативных правовых актов города Москвы (включая сведения о внесении в них изменений и дополнений, а также о признании их утратившими силу либо недействующими);

Сведения об органе власти, включая информацию о его структуре и функциях, почтовом и электронном адресах, а также о номере телефона, по которому предоставляется справочная информация о данном органе власти;

Сведения о депутатах Московской городской Думы и руководителях органов исполнительной власти города Москвы (фамилии, имена и отчества, краткие биографические данные, время и место приема ими граждан);

Тексты официальных заявлений и выступлений руководителей органов власти, публикуемых в средствах массовой информации;

Сведения об основных мероприятиях, организуемых органами власти;

Сведения о законопроектной деятельности органов власти, включая тексты проектов законов города Москвы, внесенных в установленном порядке в Московскую городскую Думу, планы законопроектной деятельности;

Сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию и динамику развития отрасли (сферы управления), входящей в компетенцию органа власти, а также прогнозы развития данной отрасли (сферы управления), подготовленные органом власти;

Сведения об открытых конкурсах (тендерах, аукционах, торгах), проводимых органами власти;

Квалификационные требования к кандидатам на замещение должностей государственной службы города Москвы и порядок поступления на нее;

Формы документов, установленных для представления гражданами и организациями в органы власти и подведомственные им организации, а также инструкции по их заполнению;

Перечень информационных ресурсов органов власти.

Распоряжением Правительства Москвы 27 октября 2004 г. № 2138-РП утвержден также специальный Перечень информации об основных мероприятиях, проводимых в городе, подлежащей обязательному размещению и еженедельному обновлению на официальных сайтах префектур административных округов и управ районов г. Москвы.

Ряд положений, связанных с использованием информационных ресурсов, содержит также Закон г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы» (с изм. и доп. от 28 декабря 2005 г.).

Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве» (с изм. и доп. от 10 октября 2001 г., 29 октября 2003 г., 22 декабря 2004 г., 15 июня 2005 г.) содержит специальную статью 16 «Предоставление информации в области образования», которая в целях поддержки развития системы образования органами государственной власти города Москвы предусматривает, что городской и окружные органы управления образованием предоставляют обучающимся, воспитанникам и их родителям (законным представителям) информацию, в том числе о негосударственных образовательных организациях города Москвы, позволяющую осуществлять обоснованный выбор образовательного учреждения или организации, а также способствуют предоставлению работникам образовательных учреждений и организаций информации, необходимой для эффективного осуществления и совершенствования их профессиональной деятельности.

Распоряжением Правительства Москвы от 5 декабря 2005 г. № 2449-РП «Об обеспечении деятельности центров общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям, созданных в 2004 году» утверждено Типовое положение о центре общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям, создаваемом на базе учреждений профессионального образования г. Москвы (Приложение 2).

В Московской области действует Закон Московской области от 11 февраля 2001 г. № 21/2001-ОЗ «О создании органами государственной власти Московской области информационных ресурсов и систем и их использовании», принятый решением Московской областной Думы от 24 января 2001 г. № 9/121 (с изм. и доп. от 7 июля 2005 г.), а также Закон Московской области от 12 марта 1998 г. № 9/98-ОЗ «Об информации и информатизации в Московской области», принятый решением Московской областной Думы от 25 февраля 1998 г. № 4/8) и Губернатора Московской области от 30 июня 1999 г. № 224-ПГ «О Реестре государственных и муниципальных информационных ресурсов и систем Московской области».

Важные положения содержит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 года и действующая в редакции с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ.

Статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантируется свобода выражения своего мнения, включающая свободу «получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ». В то же время, как подчеркивается в пункте 2 той же статьи, «осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия."

Необходимость исключения неправомерных или расширения нецелесообразных ограничений права на информацию подчеркивается в Декларации о свободе коммуникации в Интернете, принятой Советом Европы в 2003 году, в число основных принципов которой входят, в частности, указания на то, что государствам-членам Совета Европы:

Не следует подвергать сетевой контент ограничениям, выходящим за рамки ограничений, уже существующих для других сред передачи информации;

Следует поощрять саморегулирование или совместное регулирование распространения информации в Интернете;

Запрещается превентивно фильтровать или блокировать доступ общественности к информации вне зависимости от границ, что не исключает возможности использования «семейных фильтров». Удаление или блокирования доступа к данным возможно, если установлено, что данные противозаконны.


См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев, М., 2003 г.

См.: Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». - 2003 г.; Алексеев Ю.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц». - «Юрайт - М», 2002 г.

Понятие

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

ч. 1 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

Кобщедоступной была отнесена информация о времени выхода в эфир теле- ирадиопередач, а также любая информация о фактических событиях окружающейдействительности <1>. Следует иметь в виду, что данное разъяснениедавалось в контексте законодательства об авторском праве, в то время какнеохраноспособность определенных сведений средствами авторского права неозначает сама по себе, что к такой информации неприменим иной правовой режим,ограничивающий доступ к ней, что исключает возможность отнесения ее кобщедоступной для целей Закона(коммерческой тайны, служебной тайны, государственной тайны и т.д.).

<1> Пункт 1информационного письма ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практикирассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации"Об авторском праве и смежных правах"

Общеизвестные сведения

Понятиеобщеизвестности является наиболее разработанным в процессуальном праве, гдеобщеизвестность соответствующего обстоятельства является основанием,освобождающим от доказывания (ч. 1 ст. 61ГПК РФ, ч. 1 ст. 69АПК РФ).

можноприйти к выводу, что под общеизвестными сведениями можно понимать информацию,известную широкому кругу лиц и доступную для ознакомления в общедоступных ипроверяемых источниках, как-то: сведения государственной статистики <2>,сведения о научных открытиях, содержащиеся в научных изданиях, сообщения средствмассовой информации, сведения, содержащиеся в открытых государственныхреестрах, и т.д. К категории общедоступной информации Законотносит информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, содержащуюся навеб-сайте: www.zakupki.gov.ru (ч. 4 ст. 4ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупоктоваров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальныхнужд"). Общедоступной информацией являются так называемые открытые данные,размещенные на официальных сайтах государственных органов в сети Интернет.

<2>Часть 10 ст. 5ФЗ от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете исистеме государственной статистики в Российской Федерации".

Использование

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

- ч. 2 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

некотораяинформация может относиться к категории общедоступной по причине ее доступностив сети Интернет, но при этом быть запрещенной к распространению в России попричине отнесения к экстремистским материалам (см. п. 3 ст. 1,ст. ст. 11- 13 ФЗ"О противодействии экстремистской деятельности"). При этом, несмотряна наличие запрета на распространение такой информации, ее использование инымобразом, например посредством личного изучения, не запрещено.

Права на ссылку как на источник

Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

- ч. 3 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

отношения,связанные с регулированием интеллектуальной собственности, выведены за рамки Закона.Сфера применения права обладателя информации на указание себя в качествеисточника общедоступной информации гораздо скромнее и по общему правилуохватывает лишь ту информацию, у которой нет автора в пониманиизаконодательства об интеллектуальной собственности. В случае совпадения в одномлице автора информации и ее обладателя в смысле Закона,право автора на имя будет поглощать право обладателя информации. В случаенесовпадения в одном лице автора и обладателя информации в принципе неисключено одновременное указание как автора, в порядке реализации им права наимя, так и обладателя информации как ее источника, правда, при условиисоблюдения прав автора и (или) правообладателя соответствующей информации.Наконец, не исключены ситуации, когда информация не является охраноспособной(например, новостные сообщения), в таких случаях обладатель такой информации,сделавший ее общедоступной, может в полной мере воспользоваться правом науказание своего имени (наименования) в качестве ее источника.

А.И. Савельев. Комментарий к 149-фз

Открытые данные

Информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

- ч. 4 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

Информация в форме открытых данных размещается в сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

- ч. 5 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

». К данной категории относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Предусматривается, что общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

В целом, можно выделить 2 вида информации .

1 вид: Открытая информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, доступ к которым свободен.

2 вид: Информация ограниченного доступа - это государственная тайна и конфиндециальная информация (в данном случае к лицу, владеющему информацией, предъявлено требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя).

Право на доступ к информации регламентируется статьей 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно пункту 1 которой граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

При этом в соответствии с пунктом 4 указанной статьи не может быть ограничен доступ к:

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (пункт 5 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».


Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства*. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» - первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались. Принятие по этому вопросу открытого правового акта, к тому же имеющего высшую юридическую силу, - еще один штрих в развитии российской демократии, в повышении роли закона в административно-правовом регулировании.

Можно назвать такие признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим - режим секретности.

Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895), которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и призвана служить основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.