Как проверить вентилятор на ноутбуке. Система охлаждения ноутбука Как понять что кулер не работает

Перегрев ноутбука - частая причина обращения в сервисный центр. В лучшем случае ноутбук заметно «тормозит». В худшем - высокая температура приводит к поломке. Причины разные: неправильная эксплуатация, забитые пылью вентиляционные отверстия, износ термо-интерфейса и даже изначально неудачная конструкция. Попробуем разобраться, что вызывает причины перегрева, и как с ними бороться.

Из чего состоит

Система охлаждения ноутбука состоит из вентилятора (или вентиляторов), радиаторов и вентиляционных отверстий на корпусе. Типовая конструкция - медный радиатор змейкой проходит через процессор и чипы видеокарты, ведет к вентилятору, который выдувает горячий воздух через отверстие в корпусе ноутбука. В местах контакта радиатора с чип, между ними находится слой термо-интерфейса: терморезинка или термопаста.

Как определить температуру

Современные ноутбуки умеют диагностировать себя самостоятельно. Почувствовав, что температура «переваливает» за нормальную, ноутбук снижает производительность. Про такое говорят, что «компьютер стал тормозить». В более сложных ситуациях, ноутбук аварийно отключается и при следующей загрузке выводит предупреждение о проблеме. Но только на интеллект ноутбука уповать не стоит. Самостоятельно определить высокую температуру можно «на глаз». Если вы чувствуете, что ноутбук греется заметно сильнее, чем при покупке, то нужно принимать меры. Кому ближе научный подход - рекомендуем установить программу-термометр. Например, HWMonitor. Обратите внимание, что замеры нужно делать в «нагруженном» состоянии - при просмотре фильма, при работе с 3D-графикой или во время игры.

HWMonitor показывает температуру чипсета (THRM), ядер процессора (Core #0 и Core #1), чипа видеокарты (GPU Core) и жесткого диска (HDD). Максимальные температуры оборудования зависят от модели, но есть ориентировочные цифры:

  • процессор - 75-85°;
  • видеокарта - 70-90°;
  • винчестер - 50-60°;
  • чипсет - до 90°.

Если температура превышает верхний предел, имеет смысл обратиться за помощью специалиста.

Причины перегрева и необходимые меры

Неудачная конструкция системы охлаждения

Увы, бывает, что перегрев связан с конструктивными особенностями ноутбука. Обычно такой ноутбук сильно греется с первого дня работы, либо после недолгой эксплуатации, т.к. более восприимчив к причинам, о которых пойдет речь ниже.

Отчаиваться не нужно. Соорудите на своем столе несложную конструкцию, как на фото. Просто немного приподнимите задний торец. Это улучшит циркуляцию воздуха, и температура может снизиться на 5-10 градусов. Способ можно применять где угодно - подойдет обычная книжка.

Большего эффекта можно добиться с помощью специальной охлаждающей подставки. Подставка представляет собой конструкцию с вентиляторами. С ними можно добиться снижения температуры на 5-15 градусов. Из недостатков - большие габариты и необходимость во внешнем питании от розетки или USB.

«Народные умельцы» предлагают и более оригинальные решения.

Неправильная эксплуатация

Ноутбуком можно пользоваться только на твердых поверхностях - на столе или на подставке. В крайнем случае - на коленях (хотя долго в такой позе просидеть сложно). Все дело в вентиляционных отверстиях. Когда ноутбук стоит на столе на небольших «ножках», под его корпус поступает воздух. При установке ноутбука на мягкую поверхность (в кровать, на диван, на толстую скатерть) вентиляционные отверстия оказываются закрыты. Горячий воздух не отводится, холодный не поступает, и температура внутри корпуса растет.

Рекомендация очень простая: перестать эксплуатировать ноутбук неправильно. Работать за столом. А если вы не представляете себе жизни без ноутбука в постели, используйте прикроватные столики и подставки. Последние, например, можно купить в Икее.

Отверстия и вентилятор забились пылью

Это происходит практически со всеми ноутбуками. Пыль скапливается внутри корпуса, забивает вентиляционные отверстия и ухудшает работу вентиляторов. Рекомендуется проводить плановую чистку после окончания гарантийного срока и каждый следующий год. Чистку можно проводить только изнутри. Никакой пылесос, специальный «компьютерный» или мощный домашний, не смогут вытянуть всю пыль через забитые отверстия.



А еще разборка-сборка требуют определенных знаний. Хотя бы теоретических. Будет печально наблюдать, как треснула материнская плата из-за того, что винты были завинчены не в той последовательности.

Замена термо-интерфейса

Как мы уже говорили в самом начале, в местах контакта радиатора с чипами между ними находится прослойка терморезины или термопасты. При замене термо-интерфейса важны не только знания, но и навык. Слишком толстый, тонкий или неравномерный слой может привести к тому, что ноутбук будет греться еще больше, чем раньше. Как правило, замену термо-интерфейса совмещают с чисткой от пыли.

Выход системы вентиляции из строя

Система вентиляции ноутбука состоит из двух частей:

  • Система теплоотвода - совокупность термотрубок и радиаторных решеток. Предназначена для передачи тепла от кристаллов процессоров к радиаторам, где это тепло рассеивается потоком воздуха.
  • Самого вентилятора. На некоторых моделях ноутбуках может отсутствовать.

Чаще всего из строя выходит сам вентилятор, обычно из-за перегрева заклинивает подшипник или разбалтывается со временем и начинает «трещать». В «умных» ноутбуках, при неисправном вентиляторе, при старте БИОС выдает сообщение об ошибке системы охлаждения. Для диагностики такой неисправности в более бюджетных ноутбуках достаточно поднести руку к выходной решетке радиатора при значительной нагрузке, отсутствие потока воздуха и шума вентилятора свидетельствует о неисправности вентилятора.

Вторая распространенная неисправность системы охлаждения - неисправность термотрубок. Термотрубки перестают проводить тепло от процессора к радиаторной решетке. При этом вентилятор будет работать на полных оборотах, из ноутбука будет выводиться холодный поток воздуха, но процессор будет перегреваться. Данная неисправность опасна для ноутбука выходом из строя процессора или материнской платы.


Но фото видно, что термотрубка оторвана от медной пластинки, теплоотвода от процессора нет

С такими неисправностями можно бороться только одним способом - заменой.

Итак, если ваш ноутбук стал слишком сильно греться, убедитесь, что вы правильно его используете. Если проблемы проявляются при работе на твердых поверхностях - несите в сервис. Пока это всего лишь повышение температуры. Но если ничего не делать, это может привезти к серьезным физическим поломкам оборудования. Лучше профилактика.

Шумность и медленная работа ноутбука — возможно, результат нарастания температуры и последующей усиленной работы кулера системы охлаждения ноутбука, которая не справляется с возникающей нагрузкой из-за снижения собственной эффективности.

Так замедление в работе приложений может быть заметно уже после повышения температуры выше 70-75 градусов. Это является следствием динамического снижения частоты центрального процессора ноутбука (т.н. дросселирование или троттлинг CPU).

При дальнейшем нарастании температуры ноутбук может отключиться для защиты системы от перегрева.

Перманентная эксплуатация ноутбука с такой неисправностью приведёт к выходу из строя материнской платы. Чаще всего из строя выходит северный мост или видеокарта. Надо сказать, что услуга не из дешёвых. Поэтому лучше провести экспресс диагностику и предотвратить дорогостоящий ремонт.

Общие признаки перегрева ноутбука:

  • ноутбук начинает всё сильнее шуметь;
  • клавиатура становится горячей;
  • Windows, игры и прочие приложения начинают тормозить.

Некоторые неудобства во время работы за ноутбуком, который перегревается (может помочь при диагностике)

  • Ноутбук сильно шумит. Так постоянно на повышенных оборотах работает кулер, что сокращает срок его эксплуатации;
  • Ощутимо греется клавиатура, тачпад и корпус. Работать за таким устройством становиться не комфортно;
  • Ноутбук сильно тормозит. Программы перестают отвечать на запросы (зависают) — снижается производительность.
  • Ноутбук может отключаться внезапно. Пользовательские данные могут быть потеряны из-за внезапного отключения устройства. Включить его тут же после отключения часто не представляется возможным — нужно время чтобы процессор и радиатор остыл.

Чтобы правильно провести диагностику и выявить перегрев ноутбука необходимы некоторые обязательные условия:

  1. Наличие минимальных знаний у человека, проводящего диагностику. Правильно измерить температуру процессора, видеокарты ноутбука надо знать и уметь как. Также придётся оценить степень нагрева чипсета в динамике, учитывая время, нагрузку — обязательные требования. Желательно ориентироваться в понятиях: нормальные температурные показатели ноутбука в состоянии простоя и под нагрузкой;
  2. Программа для мониторинга температуры в динамике и ведения записи показаний;
  3. Программа для создания управляемой нагрузки на CPU и GPU.

Программа для тестирования

Скачиваем программу AIDA64 Extreme Edition по ссылке http://www.lavalys.com/support/downloads/ ;


Устанавливаем на ноутбук (программа на русском языке, бесплатна в течение 30 дней).

AIDA64 позволяет одновременно нагружать центральный процессор и в режиме реального времени отслеживать динамику прогрева CPU. Иногда можно следить и за работой видеокарты (GPU) — всё зависит от типа датчика в конкретной модели ноутбука.

Инструкция по проведению самостоятельной диагностики перегрева ноутбука

Запускаем программу и проверяем правильность работы датчиков и программы. Показания температуры должны находиться в пределах от 35 до 55 градусов Цельсия. Если показания сильно отличаются, возможно, датчики работают не совсем правильно, либо не корректно считываются программой — такое бывает. В таком случае придётся подыскать другой софт;

Переходим в закладки Сервис -> Тест стабильности системы. Нажимаем кнопку Старт.



Под действием нагрузки, создаваемой AIDA64, центральный процессор начинает разогреваться. Для проведения точного теста необходимо от 5 до 10 минут. Больше нагружать ноутбук не имеет смысла. При этом стоит обратить большее внимание даже не на температуру, а на динамику её роста. Если рост очень стремительный скорее всего ноутбук нуждается в профилактической чистке от пыли и замене термопасты. В идеале, температурная кривая должна быть максимально плоской. В нашем помочь могут и в данном случае.

Температура процессора для обычного ноутбука не должна превышать 75-85 градусов — это максимум.

Если AIDA64 не подходит?

Если по каким-то причинам воспользоваться AIDA64 не удалось (закончился пробный период), обратите внимание на крохотную утилиту для замера температурных показателей ноутбука или компьютера — Open Hardware Monitor. Скачать её можно . Программа отличается очень малым размером дистрибутива, всего около 500Kb (~0,5Mb). Обладает простым, интуитивно понятным и приятным интерфейсом. Язык английский, но разобраться в ней очень просто, так как найти необходимо лишь значок градусника и значения температуры для CPU. Простой и понятный инструмент для диагностики возможного перегрева, тем более, что его показания и показания AIDA64 на относительно не старом ноутбуке Lenovo G580 полностью сходились.


Осталось найти эффективную программу для разогрева процессора до максимально возможных значений и работающую на всех Windows платформах от Windows 98 до Windows 8 (старт программы происходит с ошибкой драйвера — но основной функционал в норме). На эту роль подходит программа-ветеран — S&M. Утилита очень неплохо умеет нагружать CPU, не нуждается в установке и при этом имеет размер 150Kb. Скачать программу S&M можно по прямой ссылке с нашего сайта — .

Для теста необходимо запустить обе программы S&M и Open Hardware Monitor и следить за показаниями датчиков. Приблизительное время тестирования — 3 — 5 минут. Для быстрейшего прохождения тестов, перед началом проверки, желательно зайти в настройки S&M и перевести ползунок Тест процессора в положение Быстро.

Нажать кнопку Начать проверку и дождаться результатов тестирования.


Интервал температур для центрального процессора (CPU) должен находиться от 45 до 75 градусов. Выше этих значений — перегрев.
Таким же образом можно провести тестирование перегрева и для стационарного компьютера. При необходимости , потребуется другое программное обеспечение, алгоритм же останется прежним: мониторинг узла под нагрузкой и правильная интерпретация полученных данных.

String(10) "error stat"

В любом двигателе внутреннего сгорания должна стоять эффективная система охлаждения. Без которой мотор перегреется и все его подвижные части могут выйти из строя. Современные автомобили оборудованы системой охлаждения, в которой циркулирует охлаждающая жидкость. Циркуляция осуществляется при помощи специального насоса – помпы. Любая охлаждающая жидкость при долговременном её нагреве начинает кипеть. Для предотвращения этого в системе охлаждения предусмотрен радиатор. Радиатор охлаждения двигателя состоит из множества тонких трубок, к которым крепятся специальные ламели, для увеличения площади охлаждения. При движении автомобиля воздух проходит сквозь ламели радиатора и охлаждает металл, тем самым снижая температуру охлаждающей жидкости. Но на малых скоростях или при стоянии в пробке радиатор не в состоянии в одиночку противостоять перегреву двигателя. В такой ситуации на помощь приходит электровентилятор, который активируется автоматически при определённой температуре охлаждающей жидкости. Если вентилятор системы охлаждения выйдет из строя, мотор будет перегреваться. Далее мы рассмотрим, из-за чего не включается вентилятор радиатора, а также возможные причины и неисправности, которые к этому приводят и методы их устранение.

Что же такое электровентилятор радиатора?

Вентилятор системы охлаждения автомобиля – это обычный электродвигатель, который питается от бортовой сети авто. К его валу прикреплена крыльчатка, которая направляет сильный поток воздуха на радиатор, к передней части которого он и прикреплён с помощью специальной станины. Для более эффективной работы система охлаждения оснащается диффузором вентилятора. Большинство автомобилей имеют один вентилятор, но бывают авто и с двумя независимыми электромоторами с крыльчаткой, которые включаются одновременно. Два вентилятора ставится для того, чтобы охлаждение мотора происходило быстрее.

Каким образом включается вентилятор?

В разных моделях автомобилей устройство запускается по-разному. В карбюраторном двигателе стоит датчик включения вентилятора, который посылает сигнал на реле после того, как жидкость нагреется до установленной температуры (100-105 ۫). Затем срабатывает реле вентилятора и подаёт напряжение на электродвигатель. В инжекторном двигателе управление происходит при помощи электронного блока, который сначала анализирует информацию, полученную контролёром, а затем передаёт на реле.

Возможные неполадки в работе электровентилятора

Когда температура охлаждающей жидкости в критически больших пределах и не включается вентилятор охлаждения радиатора, значит, где-то возникла неполадка. Перед нами стоит задача – определить её и исправить. Вот некоторые часто встречаемые причины отказа работы вентилятора:

  • Поломка электродвигателя;
  • Обрыв проводки питания вентилятора или датчика включения;
  • Окислились контакты подключения датчика или электродвигателя;
  • Сгорел предохранитель электровентилятора;
  • Сломалось реле выключения вентилятора;
  • Вышел из строя датчик включения;
  • Неисправен клапан расширительного бачка.

Как проверить вентилятор радиатора

Самым первым делом, при отказе работы вентилятора охлаждения, следует проверить электродвигатель привода вентилятора. Для этого необходимо взять два провода и подключить их напрямую от аккумулятора к электродвигателю. Если он заработал, значит, проблему следует искать в чем-то другом. Сразу же можно проверить качество контактов подключения электромотора. Иногда бывает, что они окисляются или в них попадает грязь и пыль. Если же электромотор не запустился после подключения его напрямую, скорее всего он вышел из строя. Причиной неисправности, могут быть стёртые щётки электродвигателя, замена которых решит проблему. Бывают поломки, и посерьёзней, например, обрыв обмотки, разрушение коллектора. В такой ситуации ремонт вентилятора радиатора не поможет, необходима замена вентилятора радиатора.

Проверка электропроводки

Неисправность электропроводки – это ещё одна из наиболее распространённых причин, по которой может не работать электровентилятор системы охлаждения двигателя. В проводке может быть как обрыв, так и замыкание на «массу». Проверяется целостность проводки при помощи тестера, который переведён в режим детектора. «Прозвонить» необходимо всю цепь, от двигателя к реле, от реле к предохранителям, от предохранителей к контролёру, от контролёра к датчику. Если с проводкой всё в порядке, переходим к следующему этапу проверки.

Проверка исправности реле запуска электровентилятора и предохранителей

Для начала проверяем предохранитель электровентилятора. Обычно он расположен в блоке под капотом машины. Найти нужный предохранитель можно с помощью руководства пользователя автомобиля, хотя зачастую на крышке монтажного блока есть маркировка с расположением предохранителей. Проверку проводим при помощи тестера. Если неисправность не выявлена, идём дальше. Находим реле включения электровентилятора. Проверить его с помощью тестера не получится, для проверки понадобится заменить данное реле рабочим.

Проверяем датчик включения электровентилятора

Одной из причин отказа работы электровентилятора, может быть поломка датчика. С точностью установить, что из строя вышел именно датчик включения вентилятора, можно только на инжекторном двигателе. Когда отключаем датчик от питания, блок управления запускает электровентилятор в аварийном режиме. Для проверки следует прогреть двигатель до температуры около 100۫С, затем заглушить мотор поднять капот и отключить датчик от сети. После чего включаем зажигание и, если вентилятор запустился, значит поломка в датчике включения электровентилятора. На карбюраторном двигателе проверить исправность работы датчика, можно только заменой его на новый. После чего, так же необходимо прогреть двигатель до того момента пока не запустится электродвигатель охлаждения радиатора.

Замена предохранительного клапана бочка радиатора

Одна из причин неполадок в работе системы охлаждения – выход из строя предохранительного клапана бачка радиатора. Стоит проверить исправность его работы, если он вышел из строя, поможет только его замена.

Непрерывная работа электровентилятора охлаждения

Одной из проблем, с которой может столкнуться автолюбитель, является непрерывная работа вентилятора охлаждения. Если вентилятор запускается очень рано, когда температура жидкости не дошла до рабочей, или не выключается вовсе, следует найти причину поломки и удалить её. Вот некоторые причины постоянной работы вентилятора:

  1. Залипание контактов реле. В таком случае электромотор вентилятора будет запускаться, как только включится зажигание;
  2. Неполадки датчика. Если вентилятор стал запускаться раньше положенного, зачастую неисправен датчик включения вентилятора. Его необходимо поменять;
  3. Не открывается термостат. В данной ситуации охлаждающая жидкость не попадает в радиатор и быстро перегревается, что заставляет включаться электровентилятор. А так как жидкость не доходит до радиатора, её температура не будет падать и вентилятор будет работать в постоянном режиме.

Однако, непрерывная работа электровентилятора не так опасна, как выход его из строя полностью, но только не в третьем случае, когда заклинил термостат.

Регулярно проверяйте исправность работы всех составляющих системы охлаждения двигателя. Следите за показаниями температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, вслушивайтесь, запускается ли электровентилятор. Проверяйте, чтобы уровень охлаждающей жидкости был в норме. В положенные сроки проводите замену охлаждающей жидкости. Следите за чистотой крышки расширительного бочка и хотя бы раз в полгода промывайте её под струёй воды. Это поможет продлить срок эксплуатации предохранительного клапана.

При любой неисправности в системе охлаждения двигателя, необходимо остановится и принять меры по их устранению. Если вышел из строя термовыключатель вентилятора радиатора, реле электровентилятора или предохранители, для продолжения движения можно подключить электродвигатель охлаждения радиатора напрямую к аккумулятору, в случае с карбюраторным двигателем, а на инжекторном моторе необходимо отключить питание датчика электровентилятора от бортовой сети. Таким образом, вы сможете доехать до станции технического обслуживания не перегрев двигатель.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Эти способы можно использовать как для ноутбуков, так и для стационарных компьютеров. Мы расскажем про две утилиты, при помощи которых можно отрегулировать скорость вращения, а также перечислим перечень основных проблем, возникающих при этом.

Регулировка вентилятора процессора

Воспользуемся программой Speedfan. Она соберёт данные обо всех обнаруженных вентиляторах в ПК и выдаст их перечень. Нам нужно обратить внимание на два блока:

  • скорость вращения;
  • доступные регуляторы кулеров.

Первый блок указывает число скорость работы, второй - возможности по регулировке. Программа способна сама определить, какой кулер где находится, поэтому некоторые (CPU – процессор, и GPU – видеокарта) уже подписаны.

Но это в оптимальном варианте. Бывает, что вентиляторы не определяются программой в списке будут выданы как неизвестные. В этом случае придётся воспользоваться методом тыка. Нужно менять значения каждого Pwm до того момента, как не почувствуете, что шум изменился.

Если какие-либо кулеры не определяются, это не значит что их нет, или они не функционируют. Чаще всего такой кулер не подлежит программной регулировке скорости. Подробнее от этом ниже. При настройке учитывайте: то процентное значение, которое вы определяете для кулера останется постоянным независимо от нагрузки.

Если вы желаете, чтобы эти установки начинали действовать непосредственно после запуска системы, нужно поставить галочки в соответствующую графу в блоке Configure → Options:

Настройка вентиляторов видеокарты (MSI Afterburner)

Эта программа предназначена исключительно для настройки вентиляторов видеокарты. Поэтому ползунок, регулирующий количество оборотов только один. Изначально он включен, поэтому для начала его требуется отключить.

После того, как нужный параметр выставлен, нажать «Apply». Справа есть монитор, который на графике отображает всю информацию. Здесь можно увидеть все изменения в температуре видеокарты, скорости и оборотах. При желании выбранные параметры тоже можно автоматически включать при начале работы системы. Для этого надо выставить галочку в Apply overclocking at system startup.

Вышеперечисленное - только основные возможности программы. Также в ней имеется опция, позволяющая указать, при каких параметрах должен работать вентилятор видеокарты. Для этого требуется перейти в Settings → Кулер и включить авторежим.

Появится график. Вертикальная ось показывает скорость работы в процентах, а горизонтальная - температуру. Левой кнопкой мыши в любом месте графика можно создать точку, таким образом выставив требуемые параметры. Если эти установки стали неактуальны, они отключаются кнопкой «User Define».

Что делать, если это не работает? Причины и способы устранения

Если речь идёт о настольном компьютере, то наиболее частая неполадка получается настроить охлаждение процессора.

Кулеры могут подключаться различными коннекторами: 3-Pin и 4-Pin (PWM). При помощи утилит могут регулироваться только четырехпиновые вентиляторы. С трехпиновым это не сработает. Поэтому учитывайте это при покупке кулеров для процессора.

Если такая проблема возникла на ноутбуке, то тут есть два варианта.

Блокировка возможности регулировки процессора идёт от изготовителя. Тут решения нет.

Если ноутбук не игровой, то кулер для процессора и видеокарты один, так же как и в случае со встроенной в процессор графикой. Для таких ноутбуков бесполезно пытаться применить программные способы регулировки.

Заключение

Для стационарного компьютера все решаемо. Когда программная регулировка не помогает, всегда возможна замена кулера https://itgroup1.ru . Если рассматривать ноутбуки, то игровые лучше всего поддаются настройке, офисные средней стоимости - 50/50, а вот со встроенной графикой - гораздо реже.